Сергей ([info]retromoscow) wrote,
@ 2008-04-14 20:49:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:архитектура Москвы, московскiе зданiя

Сретенскiй бульваръ. Домъ страховаго о-ва "Россiя"

Доходный дом питерского Страхового общества "Россия" на Сретенском бульваре (1899-1902, арх. Н.М. Проскурнин, А.И. фон Гоген) - один из крупнейших дореволюционных жилых комплексов и одно из красивейших зданий в городе. Едва ли в Москве ещё есть дом с таким уникальным фасадом, украшенный всевозможными обитателями: тут и летучие мыши-"атланты", ушастые карлики, львы, драконы, ящерицы, женские маскароны, задумчивые юноши, полуголые "амазонки", дети-трубадуры, богиня (?) трудолюбия. Всё это "вавилонское столпотворение" населяет дом с многочисленными эркерами разных форм, готическими башенками, шпилями, геральдическими щитами, гербами, гирляндами, витиеватыми решётками ворот и балконов.



В этом легендарном доме (вернее, комплексе зданий) в одной из его квартир (N85) до революции помещалось правление Московской футбольной лиги; после 1917 - Российское телеграфное агентство (РОСТА), Главное артиллерийское управление Красной Армии, Наркомпрос[вещения]. В здании бывали И.Е. Репин, М.Горький, В.И. Ленин; работали М.А. Булгаков, Н.К. Крупская; жили учёные М.И. Авербах, Б.Д. Греков, И.Е. Тамм. В конце 1940х в доме открылся первый московский пункт проката. Известный архитектор-конструктивист Ш.Э. Ле Корбюзье считал этот дом самым красивым в Москве.





"В строящемся доме страхового общества "Россия", на проезде Сретенского бульвара, рабочие с 3-го этажа спускали по канату деревянный бак. Канат был прикреплен к оконной перекладине, которая не выдержала тяжести и, сорвавшись, придавила рабочего, крестьянина Петра Безина, получившего ушибы всего тела и перелом правой руки. Пострадавшего отвезли в Старо-Екатерининскую больницу".
"Московскiй листокъ", 1901


"..Совершено освящение нового артезианского колодца, устроенного во владении страхового общества "Россия", по Сретенскому бульвару.."
"Новости дня", 29 марта 1901


Жилой комплекс занимает целый квартал между Сретенским бульваром и тремя переулками (Фролов, Бобров и Милютинский) и представляет из себя 2 громадных 5-6 этажных дома, разделённых узким внутренним "проездным" двориком, на въезде и выезде (впрочем, он всегда заперт) из которого установлена очень красивая кованая ограда (арх. О.В. фон Дессин). Внутри двух корпусов 3 маленьких "колодца", в которые ведут 2-3 подворотни. Сам дом стоит на месте старинных палат архиепископа Феофана Прокоповича, позже занятых Старым почтамтом.



Страховое общество "Россия" построило этот большой доходный дом для сдачи внаём 148 дорогих комфортабельных квартир. Можно сказать, это был "элитный" дореволюционный ЖК с многокомнатными квартирами по 200-300 метров, лифтами, отоплением, вентиляцией. В подвале размещались насосная станция, 8 отопительных котлов, вентиляционные установки, фильтровавшие, увлажнявшие и подававшие свежий воздух в квартиры, в которых имелись кухни с плитами и мойками, отдельными ванными и ватерклозетами. На чердаке размещалась прачечная. Электроснабжение и освещение обеспечивалось собственной нефтяной электростанцией, а питьевая вода добывалась из артезианской скважины глубиной 50 м. В доме был синематограф, атлетический зал.


К сожалению, за 100 лет внешний облик дома пострадал -
не все скульптуры и купола-башенки сохранились:



Фотоэкскурсия 03/2008 вокруг бывших зданий СТО "Россия":


главная башня с часами на углу бульвара и Фролова переулка, со стороны Тургеневской площади:



верхний балкон оформляют 2 ушастых карлика, играющих на каких-то рожках:



угловой эркер подпирают летучие мыши-"атланты":



нижний этаж первого, "маленького" корпуса со стороны бульвара:



правая верхняя часть этого корпуса:



он же в "полный рост" с башней, увенчанный островерхим шпилем
(похоже, башенка была восстановлена):



красивая ограда входа в узкий дворик, разделяющий 2 корпуса -
левый (меньший) и правый (бОльший):



во дворе - прямоугольный эркер с притаившимся внизу ящером-"крокодилом":



окна верхней части фасада большого корпуса со стороны дворика:



"парадное" напротив:



правый корпус, вид по Бульварному кольцу в сторону Сретенских ворот:



центральной часть большого корпуса со стороны Сретенского бульвара;
внизу эркера слева - пара хвостатых ящериц, а справа - пара младенцев:



наверху - музыкальное "семейство" на фронтоне под самой крышей:



два парадных подъезда, разделённые аркой в подворотню:



резная "ромашка" над входом:



правее - ещё один эркер, увенчанный башней с куполом:



на башне на углу с Милютинским переулком - настоящий парад скульптур:



внизу - нагая "амазонка-русалка", видимо, потерявшая лук:



похоже, это какая-то богиня трудолюбия или науки:



..а сверху - "надежды юношей питают" (с)



верхняя часть башни со стороны Милютинского (чёртовы провода!)
ниже год-два назад была ещё одна "амазонка", но она куда-то исчезла



центральная "балконная" часть фасада в Милютинском переулке:



угловая часть на перекрёстке Милютинского и Боброва переулка, который уходит направо:



на ней ещё один персонаж, с сильно пострадавшим от времени лицом, в окружении злых дракончиков:



вид фасада по Боброву переулку в сторону Милютинского:



"опоясанный" балконами и печальными женскими маскаронами эркер в Бобровом:



правее - решётки ещё двух балкончиков поменьше:



вид в сторону того узкого дворика меж двух корпусов и "луковичную" башенку меньшего из них:



вросшие в асфальт запертые ворота с оградой с противоположной стороны -
вид дворика в сторону бульвара:



угол бОльшего здания у ворот, на изгибе переулка:



украшения фасада "маленького" корпуса в Бобровом переулке:



наверху, под карнизом - дама и два льва:



бочкоообразная часть на углу Фролова переулка, уходящего направо:



в этом переулке - узкая высокая дверь при входе в поликлинику N1 РАН РФ:



рядом - подворотня в "колодец" меньшего корпуса, закрытая витиеватой решёткой:
(очевидно, внутренние фасады очень аскетичны, без "излишеств")



UPD: интерьеры от бывшего "аборигена" churant (спасибо огромное!)

комната:



лестница и "колодец":



камин в одной из квартир (фото - _chiarina_):


P.S. ну что можно сказать - ДОМЪ с Большой буквы!




Page 1 of 2
<<[1] [2] >>

(71 comments) - (Post a new comment)


[info]17x17
2008-04-14 05:04 pm UTC (link)
Отличная работа.
А тому гаду который вывесил кондей на фасаде, надо оторвать голову.

(Reply to this) (Thread)


[info]retromoscow
2008-04-14 05:34 pm UTC (link)
да, там местами висят кондиционеры на фасадах

(Reply to this) (Parent)

(no subject) - [info]keyjulia, 2009-11-01 11:06 am UTC

[info]dorgeit
2008-04-14 05:21 pm UTC (link)
один из лучших ансамблей. есть еще соляной двор но тот поаскетичней. мерси за отличную работу

(Reply to this) (Thread)

есть ещё "Соляной дворъ", но тот поаскетичней
[info]retromoscow
2008-04-15 10:22 am UTC (link)
поаскетичней это ещё мягко говоря! у "Соляного двора" (1912-1915, арх. В.В.Шервуд, И.А.Герман, А.Е.Сергеев) в лабиринтах дворовых "колодцев" попадается даже дореволюционный "конструктивизм":


а вот его неоклассические "парадные" фасады великолепны:

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: есть ещё "Соляной дворъ", но тот поаскетичней - [info]dorgeit, 2008-04-16 11:31 am UTC

[info]melanyja
2008-04-14 05:32 pm UTC (link)
Замечательный фото-рассказ!
А ящерицы хорошенькие :)

(Reply to this) (Thread)

"ящерицы хорошенькие"
[info]retromoscow
2008-04-14 05:35 pm UTC (link)
сначала показалось - целый крокодил :) (если бы не язык)

(Reply to this) (Parent)


[info]usama_ben_yorik
2008-04-14 05:36 pm UTC (link)
Многообразный дом!

(Reply to this)


[info]churant
2008-04-14 05:36 pm UTC (link)
Считается что Ленин там не был. Мемориальная доска на фасаде появилась в связи со строительством проспекта Сахарова (уничтожением старой застройки). Если не ошибаюсь, проспект должен был идти дальше до Кремля по Генплану, но кто-то подсуетился и повесил доску, что бы дом не сносили.

Заметьте на старой открытке имеется внушительных размеров башня, венчающая левый угол бОльшего корпуса. На её месте в войну располагался расчёт какой-то. Во время войны один из снарядов попал прямо в Сретенский бульвар, а в дом - ни разу, чудо!

А некоторых скульптур на фасаде явно не достаёт. Их один человек снимал под видом реставрации, но жильцы вовремя спохватились;)

Ещё рассказывали что по всему периметру дома изначально располагались чугунные решётки с цветными стёклами - эдакие "напольные" витражи. Пропускали немного света в полуподвальные помещения

Чердачные этажи оккупировали художники. Кроме живописи занимаются переделкой помещений, от чего случались протечки.

Наличие доски с указанием на памятник архитектуры нисколько не мешает бизнемсэнам вешать на дом световую рекламу, идиотские фонари, кондиционеры и тарелки; открывать кабаки и переделывать фасад=(

(Reply to this) (Thread)

"скульптур на фасаде явно не достаёт"
[info]retromoscow
2008-04-14 05:59 pm UTC (link)
Спасибо за уточнения! Да, жаль того большого "артилерийского" купола-башни во дворике-проулке. Но снаряд вряд ли. Может, бомба?

Про Ленина - везде пишут, что он с Горьким якобы приезжал туда в артуправление РККА смотреть "образцы вооружения". А может, дальновидные архитекторы/краеведы при СССР придумали эту легенду, чтобы защитить дом "ленинским статусом" - ведь так иногда действительно поступали, да и сейчас (и правильно делают)

Насчёт воровства скульптур - вот под этими "мужиками" со стороны Милютинского 2 года назад точно висела железная "амазонка", сейчас там пусто (может, он и украл - а когда это было?) Ещё в том разделительном дворе хламом лежит какой-то металличекий декор... Печально :(

Я так понял, Вы бывали внутри - а там осталось что-нибудь из старинного (лифты, перила, витражи, двери, интерьеры парадных). А то как-то в комментах зашла речь про дом СТО "Росссия" и мне кто-то написал из работающих там (на 1-м этаже офисы кажется), что во всём доме остался один подлинный камин - уже не знаю, как на самом деле.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: "скульптур на фасаде явно не достаёт" - [info]churant, 2008-04-14 06:28 pm UTC
тайны дома СТО Россия на Сретенском - [info]retromoscow, 2008-04-14 08:52 pm UTC
Re: тайны дома СТО Россия на Сретенском - [info]churant, 2008-04-14 09:56 pm UTC
"на открытке фасад сочного красного цвета" - [info]retromoscow, 2008-04-15 09:22 am UTC
Re: "на открытке фасад сочного красного цвета" - [info]churant, 2008-04-15 05:51 pm UTC
про артезианский колодец - [info]retromoscow, 2008-04-15 12:40 pm UTC
Re: "скульптур на фасаде явно не достаёт" - [info]moscowhite, 2008-04-15 05:40 am UTC
Re: "скульптур на фасаде явно не достаёт" - [info]churant, 2008-04-15 06:18 am UTC
(no subject) - [info]nol_isha, 2008-04-15 10:00 am UTC
(no subject) - [info]churant, 2008-04-15 05:44 pm UTC
Re: "скульптур на фасаде явно не достаёт" - [info]mafnutij, 2008-04-15 04:59 pm UTC
Re: "скульптур на фасаде явно не достаёт" - [info]churant, 2008-04-15 06:02 pm UTC
Re: "скульптур на фасаде явно не достаёт" - [info]moscowhite, 2008-04-15 05:37 am UTC
похищенная "амазонка" - [info]retromoscow, 2008-04-15 08:28 am UTC

[info]canoe_ride
2008-04-14 05:40 pm UTC (link)
есть предположение, что зверюшки-"крокодилы" это саламандры, имеющие некоторое отношение к делу страхования:)
http://community.livejournal.com/maskaron_spb/48524.html

(Reply to this) (Thread)

саламандры, имеющие отношение к делу страхования
[info]retromoscow
2008-04-14 06:15 pm UTC (link)
Да, например, у страхового "отъ огня" товарищества "Саламандра" эта ящерица была талисманом - у них даже был девиз "Горю, но не сгораю" (как саламандра). Вероятно, СТО "Россия" от пожара тоже страховало.

(Reply to this) (Parent)


[info]alla_rm
2008-04-14 06:00 pm UTC (link)
А мне приходилось бывать в гостях в этом доме. Причем в трех разных квартирах. В одной из них меня поразил следующий факт - квартира коммунальная, несколько хозяев, а тем людям, у кого мы были в гостях, принадлежало аж 4 комнаты! Кухня была размером со спортзал (мне так показалось), а вдоль стены стояло несколько плит.
Две остальные были также невообразимо громадны, но к сожалению кроме дикого запаха кошачей мочи, больше мне ничего не удалось запомнить.

(Reply to this) (Thread)

"приходилось бывать в гостях в этом доме"
[info]retromoscow
2008-04-14 06:24 pm UTC (link)
Вот уже не думал, что там ещё есть коммуналки (или какие времена имеются в виду?) Насчёт многокомнатности - надо иметь в виду, что до революции жильё измеряли не площадью, а именно кол-вом комнат, причём сами они могли быть по метражу < чем сейчас (т.е. в тогдашних квартирах 5-6 комнат по площади чаще всего меньше, чем сегодняшие 5-6 комнатные квартиры). А вот дореволюционные потолки очень высокие :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: "приходилось бывать в гостях в этом доме" - [info]alla_rm, 2008-04-14 06:53 pm UTC
Москва коммунальная - [info]retromoscow, 2008-04-14 07:50 pm UTC

[info]stiffen
2008-04-14 06:29 pm UTC (link)
спасибо вам большое! всегда с интресом вас читаю и потом обращаю внимание на то, чего раньше не замечал. а также обращаю внимание других ))

(Reply to this) (Thread)

"чего раньше не замечал"
[info]retromoscow
2008-04-14 06:50 pm UTC (link)
Когда снимал, уже под конец, идут две бабульки и так подозрительно: "чой-то Вы тут хотографируете?" Показываю на скульптуры наверху. Люди часто не видят/не понимают крастоы, для них главное "зачем/почему", а не "что" фотографируешь.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: "чего раньше не замечал" - [info]stiffen, 2008-04-14 06:53 pm UTC

[info]barabulka
2008-04-14 06:37 pm UTC (link)
Огромное спасибо!

(Reply to this)


[info]naperstianka
2008-04-14 07:07 pm UTC (link)
Спасибо за потрясающий фоторассказ!
это мой любимый дом)лучше чем вы о нем никто не мог рассказать)

(Reply to this)


[info]moscowhite
2008-04-14 07:17 pm UTC (link)
Зачот однозначно!

Слушай, у тя нет под рукой в электронном виде старой фотки доходного дома Алферова, что на Садовой-Спасской у Красных ворот? Мне комрадам показать надо, а у меня фсе фотки на старой квартире остались :(

(Reply to this) (Thread)

в смысле, дом Афремова?
[info]retromoscow
2008-04-14 07:46 pm UTC (link)
вот, с известного сайта:

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: в смысле, дом Афремова? - [info]moscowhite, 2008-04-15 05:08 am UTC

[info]d0cent
2008-04-14 07:42 pm UTC (link)
А еще этот дом стал декорацией в фильме «Бедная Саша»

(Reply to this)


[info]mirandalina
2008-04-14 07:51 pm UTC (link)
Какой красивый дом! Как отрадно, что такие жемчужины еще дожили до наших непростых дней!

(Reply to this)


[info]tat_dt
2008-04-14 09:34 pm UTC (link)
Очень красивый дом с потрясающими обитателями!

(Reply to this) (Thread)

"с потрясающими обитателями"
[info]retromoscow
2008-04-14 09:47 pm UTC (link)
да, с хорошим zoom'ом можно больше/лучше теперь их рассматривать! Что и стараюсь делать почаще :)

правда, некоторым "обитателям" не помешала бы реставрация, но в целом внешний вид/состояние здания можно оценить на "4" (бывает и похуже)

(Reply to this) (Parent)


[info]shiha_shiha
2008-04-14 09:52 pm UTC (link)
мой любимый дом... спасибо вам за виртуальную прогулку...
когда была дитём - мечтала жить в нем... сейчас впрочем тоже... :)

(Reply to this)


[info]_chiarina_
2008-04-14 11:25 pm UTC (link)
отличная экскурсия, спасибо!
я сама очень люблю этот дом, и эти места вообще, оченб рада была вашим фотографиям!
вот тут у меня тоже есть кое-что по этому дому, - "изнутри" - м. б. Вам будет любопытно
http://users.livejournal.com/_chiarina_/4011.html#cutid1
http://users.livejournal.com/_chiarina_/4591.html#cutid1

(Reply to this) (Thread)

"сама очень люблю этот дом"
[info]retromoscow
2008-04-15 10:13 am UTC (link)
http://users.livejournal.com/_chiarina_/4011.html
http://users.livejournal.com/_chiarina_/4591.html
спасибо большое за фотоподробности!

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: "сама очень люблю этот дом" - [info]_chiarina_, 2008-04-15 09:14 pm UTC
Re: "сама очень люблю этот дом" - [info]z_effy, 2009-09-14 07:24 am UTC
Re: "сама очень люблю этот дом" - [info]z_effy, 2009-09-14 07:25 am UTC
фотографии интерьеров дома СТО Россия - [info]retromoscow, 2009-09-14 06:16 pm UTC
Re: фотографии интерьеров дома СТО Россия - [info]z_effy, 2009-09-14 07:49 pm UTC
Re: фотографии интерьеров дома СТО Россия - [info]retromoscow, 2009-09-14 08:26 pm UTC
Re: фотографии интерьеров дома СТО Россия - [info]z_effy, 2009-09-14 08:37 pm UTC
Re: фотографии интерьеров дома СТО Россия - [info]z_effy, 2009-09-14 08:40 pm UTC

[info]mariamer
2008-04-15 06:42 am UTC (link)
ОООчень приятно посмотреть. Обожаю эти дома. Мимо прохожу шею сворачиваю.
Тож всегда мечтала там жить)))) Сказака.
Спасибо.

(Reply to this)


[info]riverpilgrim
2008-04-15 08:27 am UTC (link)
Удивительное рядом. А я даже и не замечал раньше...

(Reply to this)


[info]rudzin
2008-04-15 09:49 am UTC (link)
Большое спасибо за интерсный рассказ.

(Reply to this)


[info]acorbaleno
2008-04-15 09:52 am UTC (link)
и мой любимый дом тоже )) спасибо!

(Reply to this)


[info]nol_isha
2008-04-15 09:56 am UTC (link)
Спасибо огромное!! Очень интересные, подробные фотографии! Часто, пробегая мимо, не удается разглядеть кучу мелких интересностей.

(Reply to this)


[info]al_31f
2008-04-15 11:36 am UTC (link)
Спасибо! На днях совершенно случайно "открыл" для себя этот дом. А теперь и почитал... )

(Reply to this)


[info]1_9_6_3
2008-04-15 02:13 pm UTC (link)
Спасибо, прекрасная фотоэкскурсия!
Интересно, показанные здесь двери - родные или поздние? Уж очень они аскетичные, если не сказать бедные (фото № 10,14,16) для всего прочего декора. Даже более изящная высокая дверь (фото 34) тоже не очень точно вписывается в общий стиль.

(Reply to this)


[info]mafnutij
2008-04-15 04:51 pm UTC (link)
Была в этом доме в бОльшем корпусе на последнем этаже. Помню, что поднимались на лифте до последнего этажа, а там уже шли по винтовой лестнице. Квартира была огромная (там было сделано что-то типа студии), помню, что потолок был деревянный (новодел или нет, не знаю). Фоток, к сожалению, нет.

(Reply to this)

тоже раньше не замечал детали
[info]rat_racer
2008-04-16 07:03 pm UTC (link)
дом, разумеется, хорошо знаком, но на тех же ящериц-саламандр никогда не обращал внимания.
Спасибо за съемку!

(Reply to this) (Thread)

Re: тоже раньше не замечал детали
[info]spiritus_pooh
2008-10-14 05:27 pm UTC (link)
спасибо большое.. повспоминал- почитал судовольствием. я работал в этом доме- далали квартиру(ремонт)угол бОльшего здания у ворот, на изгибе переулка:вот на этом снимке-самая верхняя.(на 5 этаже-выше нее только круглое окно художественной мастерской). было это в 1994 году. если присмотреться- то "у нас" на окне стеклышки треугольныеслева и справа от маленького кружка, а ниже в квартире- на момент ремонта там жил президенти гостинницы Балчуг- деревяшки в этом месте... подьезд охраняли охранники этого президента- один всегда по улице ходил. с рацией в руке..вроде бы потом эту квартиру Шмид купил .. из Лукойла... помню, когда сбивали штукатурку- искали клад по всей квартире. пока не пришол архитектор и не рассказал и про этот дом, с артезианской скважиной ,и котлом в подвале... и про то, что клады в таких домах- не выше 2 или 3 этажа а в этой квартире- скорее всего судейский жил. и правда, на стенах были приклеены газеты 1905 года"судебные ведомости". доски были сбиты кованными гвоздями...на 300 квадратах, помнится , было примерно 15 комнат... - квартиру до нас сломали- должны были сломать Балчуга квартиру- а сломали нашу,- все, кроме полов и штукатурки. кирпичи именные в стене....жалко, не было в то время цифромыльниц....

(Reply to this) (Parent)


(71 comments) - (Post a new comment)

Page 1 of 2
<<[1] [2] >>

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…